Групповые занятия

Групповые занятия с детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

 

 Программа музыкальной психокоррекции детей дошкольного возраста

с ОВЗ «Мы друг другу рады!», автор Е.Н. Котышева

 

Конспект музыкально-коррекционного занятия (первый год обучения).

Тема «Весна»

 Задачи:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, способность самовыражаться в процессе музыкальной деятельности.
  2. Стимулировать проявление собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребёнка.
  3. Вырабатывать умение двигаться в коллективе, ориентироваться в пространстве, развивать подражание.
  4. Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.
  5. Развивать произвольную регуляцию поведения.
  6. Формировать представления об окружающем мире.
  7. Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми, развивать самостоятельность.

Оборудование: стулья по количеству участников, фортепиано, бубен, колокольчики, барабаны, ложки, бумажные разноцветные «лужицы»; маленькие  разноцветные мячики из ткани, наполненные холлофайбером; тематические картинки по теме «Весна»,мягкая звучащая игрушка «Солнышко», аудиоприложение к программе музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!»

Форма работы: групповая.

Ход занятия: дети сидят на стульях, поставленных вдоль стены, рядом с родителями.

1. Приветствие.

Ведущий: «Здравствуйте, ребята и взрослые! Мы начинаем наше занятие, но сначала давайте вспомним, какое сейчас время года? (Ждем ответы детей, выслушиваем всех желающих.) Правильно …(имена детей, ответивших верно), сейчас время года — весна. Давайте все вместе скажем: «Ве-сна-а» (повторяют дети и взрослые). Какие приметы весны вы знаете?» (При затруднении: «Когда вы сейчас шли на занятие, что видели вокруг?»  или «Посмотрите в окно, что вы видите?») «Молодцы!» (Ведущий показывает тематическую картинку «Весна», рассматриваем и рассказываем, что весною небо - голубое, солнце светит ярко, согревает землю. Становится теплее, снег тает, с крыш капают сосульки, по улицам бегут ручьи. На реке трещит лёд, начинается ледоход. На деревьях набухают почки, появляются молодые листочки, из земли пробивается зелёная травка, на полянах распускаются первые цветы - подснежники. Перелётные птицы возвращаются домой, вьют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов. Люди надевают лёгкие куртки, плащи, ботинки, туфли. Дети много гуляют, по ручейкам кораблики пускают. Весело!).

Ведущий: «А теперь весело расскажем, что пришла весна и назовём свое имя». Ведущий берет бубен, стучит ладонью на каждое слово и эмоционально проговаривает: «Пришла весна, меня зовут Лена. На ... (называет имя ребёнка)». Передает первому сидящему ребенку бубен, спрашивает: «А тебя?» 

Ребенок стучит по бубну и проговаривает слова сам или с помощью родителей. Затем передает бубен соседу со словами: «На, ... (называет имя следующего ребёнка)!».

Следующий ребенок берет бубен и, по возможности, благодарит: «Спасибо!»

Ведущий присаживается напротив каждого ребенка, четко артикулирует, глядя в глаза ребенку, поощряет его и т. д. Так продолжается до тех пор, пока все не представятся и бубен снова окажется у ведущего.

Затем исполняется игра-приветствие, чтобы дети осознали себя, услышав своё имя, а остальные дети заметили его присутствие на занятии, вспомнили его имя, смогли выразить своё отношение к нему. Ведущий берет в руки тон-блок, ритмично стучит по нему и поет песню, обращаясь к любому ребёнку:

 «Кто, кто по утрам раненько встаёт? » (русский фольклор)

Кто, кто по утрам раненько встаёт?

Кто, кто по утрам песенку поёт?

Ведущий передаёт тон-блок в руки ребёнка:

На,... (имя ребёнка)

Ребёнок ритмично играет, ведущий и остальные дети хлопают в ладоши:

... (имя ребёнка) рано у нас встаёт,

... (имя ребёнка) песенку нам поёт.

Ведущий снова берет в руки тон-блок, игра повторяется, пока на тон-блоке не поиграют все. Таким образом называем всех детей.

2. Свободное движение под музыку, «Коло с притопом» (Сербия).

Ведущий: «А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в парк, там растаял снег, кругом лужицы, а в них отражается весь окружающий мир: голубое небо, красное солнышко, зелёные листочки, жёлтые одуванчики, посмотрите, какие у нас лужицы (раскладываем по залу бумажные разноцветные «лужицы» свободной формы, предварительно попросив ребят назвать цвет каждой). Мы ребята дружные, возьмемся за руки и будем ходить, сменяя друг друга, в лужицы не наступаем, ножки не мочим!»

Дети берут друг друга за руки,  встают «змейкой»: впереди музыкальный педагог — «голова», за ним дети — «хвост». Напоминаем, что правая рука повёрнута ладонью вверх, а ладонь впереди стоящего ребёнка ложится сверху;  левая же рука повёрнута ладонью вниз и ложится сверху на ладонь сзади стоящего ребёнка. Дети, не готовые взаимодействовать с новыми людьми, передвигаются в паре с родителем по собственному маршруту, мы их встречаем и приветствуем словами и улыбками.

Итак, звучит в записи «Коло с притопом» (Сербия), все двигаются умеренно, спокойным шагом («Ждем своих друзей, руки не отпускаем»), смотрим под ноги, в «лужицы» не наступаем, обходим их, «ищем новые дорожки». По окончании первого куплета музыкальный педагог отпускает руку ребёнка и уходит в «хвост», беря за руку последнего ребёнка. Первый же ребёнок теперь - «голова» и ведёт всех детей за собой. Смена ведущих осуществляется в начале каждого нового куплета.

Дети двигаются, пока звучит музыка, в конце встают в круг.

3.  Ритмическая разминка.

Исполняют хоровод «Утро начинается»:

«Утро начинается, вместе мы встречаемся,

(Идем по кругу против часовой стрелки)

Мы друг другу рады,

(Идем в середину круга мелкими шагами, смотрим в глаза друг другу, улыбаемся)

Все друг другу рады!

(Идем спиной из круга мелкими шагами, продолжаем смотреть в глаза друг другу)

День продолжается, солнце улыбается,

(Идем по кругу по часовой стрелке)

Мы друг другу рады,

(Идем в середину круга мелкими шагами, смотрим в глаза друг другу)

Все друг другу рады!

(Идем спиной из круга мелкими шагами, продолжаем смотреть в глаза друг другу)

Вечер приближается, глазки закрываются,

(Идем по кругу против часовой стрелки)

Мы друг другу рады,

(Идем в середину круга мелкими шагами, смотрим в глаза друг другу, улыбаемся)

Все друг другу рады!

(Идем спиной из круга мелкими шагами, продолжаем смотреть в глаза друг другу)

Лена здесь, …(имя) здесь, …(имя) здесь» и т. д.

(Складываю руки на груди, остальные участники хоровода по-очереди, называя свое имя, также складывают руки на груди.)

Ноги мои здесь, руки мои здесь, голова моя здесь, 

(Жесты, указывающие на различные части тела)

«Я здесь…»

(Складываем кисти на груди.)

Ведущий: «А теперь отправляемся на зарядку, шагом марш!»

Комплекс № 2 (с мячами)

Детям раздаём каждому по два одинаковых мяча или предлагаем выбрать им самим из корзинки, по-очереди «исследуем» мячи, рассказываем, какие они по форме, величине, цвету  и т.д. Инструкция: «Держим мячики крепко, из рук не выпускаем».

  1.  Ходьба обычным шагом по кругу друг за другом (четкий ритмичный шаг с естественными движениями рук), 20–30 сек.
  2.  Легкий бег на носках (руки с мячами согнуты в локтях, прижаты к туловищу), 10–15 сек.
  3.  Ходьба обычным шагом по кругу друг за другом, 20–30 сек.
  4.  Ходьба на носках (руки с мячами подняты вверх, «тянемся к солнышку»), 10–15 сек.
  5.  Ходьба на пятках (руки с мячами сцеплены за головой, локти разведены в стороны, спина прямая), 15–20 сек.
  6. Ходьба обычным шагом по кругу друг за другом, 20–30 сек., по окончании все встали в круг.
  7. И. п.: ноги вместе («дружат»), руки с мячами на поясе. Наклоны головы в правую и левую стороны с возвращением в исходное положение, 4 раза.
  8.  И. п.: ноги вместе, руки с мячами на поясе. Одновременно поднять плечи вверх «удивились» и опустить вниз (ноги не поднимаются, «приклеились к полу»), 8 раз.
  9.  И. п.: ноги вместе, руки с мячами прижаты к плечам. Выполнить вращение локтями вперед 4 раза, назад 4 раза, повторить 4 раза.

10.   И. п.: ноги на ширине плеч, руки с мячами на поясе. Наклоны туловища в стороны (вправо–прямо, влево–прямо), 4 раза.

11.  И. п.: ноги на ширине плеч, руки с мячами на поясе. Наклоны туловища вперед, не сгибая колени, мячи достают пол («наклонились, положили мячики - выпрямились, снова наклонились, подняли мячи с пола»), 4–6 раз.

12.  И. п.: ноги на ширине плеч, руки с мячами на поясе. Приседания, руки с мячами вытянуть вперед, «мячики познакомились», 4–6 раз.

13.  И. п.: ноги вместе, руки с мячами на поясе. Прыжки на месте чередовать со спокойной ходьбой, 40–50 сек.

14.  И. п.: произвольное. Выполнить глубокий вдох: поднять руки с мячами вверх, встать на носочки, выпрямить туловище; и выдох: опустить руки через стороны вниз, встать на полную ступню, наклонить туловище, 4 раза.

Ведущий: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»

4. Пальчиковые игры.

«А теперь мы поставим стулья в круг, сядем на них и отдохнем (обращаем внимание, как правильно взять и донести стул, не задеть других детей). Весной домой возвращаются птицы, давайте покажем их, какие они? » 

а) «Птичка» (В. Цвынтарный)

(Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – «крылья». Помахать ими).

Пальчики – головка,

Крылышки - ладошки.

(При необходимости можно помочь детям зафиксировать позу кисти, помахать «крыльями»)

б) «Птенчики в гнезде» (В. Цвынтарный)

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

(Обхватить левой ладонью - «гнездо», все пальцы правой руки - «птенцы» и ими пошевелить. Можно помочь ребёнку сначала удержать пальцы правой руки, чтобы при движении пальцами, «птенчики открывают рот, кушать хотят», кисть не расцепилась)

в) «Фу-ты, ну-ты»  (И. Галянт)

Ведущий: «А теперь пойдем на улицу, посмотрим, что происходит вокруг, чему удивляются люди?», показывает упражнение с клавесами, дети смотрят.

«Фу - ты, ну - ты,

(Зажимаем клавесы в кулачки, стучим клавесами друг о друга крест-накрест)

Трали - вали,

(Стучим по коленям одновременно правой и  левой рукой)

Едет мышь на самосвале,

(Делаем вращательные движения клавесами относительно друг друга)

Рядом с нею Васька – кот!

(Стучим клавесами друг о друга торцами)

Удивляется народ».

(Пожимаем плечами)

«Ребята, чему люди удивляются? Так бывает, чтобы мышь управляла машиной и дружила с котом? Это шутка, в жизни так не бывает.А теперь мы с вами вместе расскажем и покажем эту историю». Ведущий каждому ребёнку раздаёт по 2 клавеса, мы зажимаем их в кулачки, чтобы внизу из кулачка выглядывал «хвостик», выполняем упражнение.

Когда игра закончена, каждый ребёнок по-очереди кладёт клавесы в коробку, считает: «Один, два, всего два!» и передаёт коробку по кругу следующему ребёнку со словами: «На, ... (имя ребёнка)», глядя на него. Важно следить, чтобы каждый ребёнок дождался своей очереди. 

5. Песня «Солнышко» (сл. Е. Макшанцевой, Е. Котышевой, муз. Е. Макшанцевой)

Ведущий: «Ребята, к нам в окошко заглянуло солнышко, детям радуется, хочет с ними поиграть (показываем мягкую звучащую игрушку «Солнышко», при нажимании звучат слова «Я люблю тебя»). Я показываю детям, как надо обнять игрушку, нежно к себе прижать и тоже сказать: «Я люблю тебя». Подобным образом дети передают «Солнышко» по кругу, обнимают его и говорят добрые слова. 

Ведущий: «Солнышко утром просыпается, над землёй поднимается, землю освещает (держу «Солнышко» за ручки-«лучики», поднимаю плавно руки вверх, дети следят взглядом за игрушкой, повторяют движение за педагогом), а к ночи солнышко опускается, прячется за горизонт, все ложатся спать (держу «Солнышко» за ручки-«лучики», плавно опускаю руки вниз, дети повторяют движение за педагогом).  А теперь споём песенку, я буду показывать, а вы - повторять!».

1. Утром солнышко встает —    

Выше, выше, выше.

(Плавно одновременно поднимаем  руки вверх)

К ночи солнышко зайдет —     

Ниже, ниже, ниже.                  

(Медленно руки опускаем вниз)

Припев:                                         

Хорошо, хорошо 

Солнышко смеется.

А под солнышком всем

Весело поется.

(Ритмично хлопаем в ладоши)

Повторить 2 раза.

2. Светит солнышко в окно    

Ярче, ярче, ярче.

(Поднимаем  руки вверх, качая вправо-влево)

Припекает с каждым днём

Жарче, жарче, жарче.                  

(Медленно опускаем руки вниз, качая вправо-влево)

Припев:                                          

Хорошо, хорошо 

Солнышко смеется.

А под солнышком всем

Весело живётся.

(Ритмично хлопаем в ладоши)

Повторить 2 раза.

Прощаемся с «Солнышком», машем рукой, говорим: «Пока-пока!»

 

Песня «Колокольчик у Катюши» (муз. А. Филиппенко)

Ведущий выкладывает в центр круга музыкальные инструменты: 2 барабана, ложки и колокольчики. «Ребята, как называются эти инструменты? (показывает колокольчики, ждёт ответа)Это колокольчик - ударный музыкальный инструмент, он имеет вид полушария, расширенного книзу.  Чаще всего внутри колокольчиков есть встроенный ударник-язычок. Музыкант встряхивает колокольчик, язычок приходит в движение – он ударяется о стенки инструмента, так получается звук, нежный и звонкий. Колокольчик похож на наш рот, а в нём язычок, давайте поиграем язычком по губам сделаем «Бал-бал-бал-бал-бал». Молодцы!

А это ложки деревянные (показываем две  ложки), русский народный музыкальный инструмент. Ложки ударяют друг о друга выпуклыми сторонами-«щёчками», и получают четкий, звонкий звук. Я буду ложками стучать, а вы - хлопайте себя по надутым щекам. Умницы!

А это барабан (показываем барабан), ударный музыкальный инструмент. На барабане играют с помощью двух палочек, ударяют ими по натянутой сверху коже - мембране, получается глухой, отчётливый звук (показываю).

А теперь выберите себе понравившиеся музыкальные инструменты, попробуйте, как они звучат. Хорошо!

Называю имена детей, выбравших колокольчики: «...., будут играть первыми, когда я буду играть на колокольчике».  Называю имена детей, выбравших барабаны: «...., будут играть вторыми, когда я буду играть на барабане».  Называю имена детей, выбравших ложки: «...., будут играть третьими, когда я буду играть на ложках, в конце песни мы сыграем все вместе. А теперь споём песенку, я буду показывать, а вы - повторять!» 

(Перед ведущим стоят все инструменты по-порядку: колокольчик, барабан, ложки - это схема песни, визуальная опора для детей. На каждый куплет ведущий меняет инструмент и делает знак детям играть, либо называет имена, либо показывает рукой, либо взглядом. Детям необходима помощь взрослых, чтобы они вовремя вступили, не торопились, вовремя закончили играть).

 1.Колокольчик у Катюши,     

Мы хотим его послушать!        

Динь, динь – и молчок,

(Играем на колокольчике)

Обломился язычок.

(Резко заканчиваем играть)

2. Два дружка на барабане

Заиграли на поляне,

Бам-бам, бам-бам-бам!

(Играем на барабане)

Вот и лопнул барабан!

(Резко заканчиваем играть)

3Как у дружных у ребят

Застучали ложки в лад!         

Тук-тук, ай-лю-ли!

Всем нам нравятся они!

(Играем на ложках, на заключительный проигрыш все дети играют вместе, ансамблем. По окончании все инструменты дети сами складывают в одну коробку).

 

6. Коммуникативная игра.  «Жирафы» (Е. и С. Железновы)

Дети становятся тесным кругом, друг за другом, руки кладут на спину находящегося впереди ребёнка, выполняют соответствующие движения руками.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.                               

(Хлопаем по всему телу ладонями), 2 раза

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях и носках.                            

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

 

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.                     

(Щипаем, как бы собирая складки), 2 раза

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.                             

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

 

А у льва есть шёрстка, шёрстка, шёрстка, шерсточка везде.                       

(Поглаживаем сверху вниз, как бы разглаживая шёрстку), 2 раза

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.                              

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

 

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.                             

(Проводим ребрами ладони по телу, «рисуем полосочки»)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.                                

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

 

7. Хоровод. «Боанопстеккер» (Нидерланды)

Исходное положение: все танцоры стоят в кругу, взявшись за руки.

Часть А         

Такты 1-4:         -  8 шагов против часовой стрелки, начиная с правой ноги (тянем носок);

Такты 5-8:         -  8 шагов по часовой стрелке, начиная с левой ноги (тянем носок);

Такты 9-10:       - 4 шага в круг, начиная с правой ноги (поём одновременно «Привет!»);

Такты 11-12:     - 4 шага из круга, начиная с правой ноги (спиной), (поём одновременно «Пока!»);

Такты 13-14:      - 4 шага в круг, начиная с правой ноги (поём одновременно «Привет!»);

Такты 15-16:      - 4 шага из круга, начиная с правой ноги (спиной), (поём одновременно «Пока!»);

Такты 17-18:      - соединяются 2 противоположных края круга, делают 4 шага в круг друг к другу (поём одновременно «Привет!»);

Такты 19-20:      - разъединяются 2 противоположных края круга, делают 4 шага из круга, снова выстраивают круг (поём одновременно «Пока!»);

Такты 21-22:      - соединяются 2 других противоположных края круга, делают 4 шага в круг друг к другу (поём одновременно «Привет!»);

Такты 23-24:      - разъединяются 2 других противоположных края круга, делают 4 шага из круга, снова выстраивают круг (поём одновременно «Пока!»);

Такты 25-28:         -  8 раз выбрасываем ноги вперёд или подпрыгиваем;

Такты 29-32:         -  8 приставных шагов по часовой стрелке.

Далее вся композиция повторяется.

Дети садятся на стулья рядом с родителями.

 

8. Прощание.

Ведущий:«Нам сегодня было весело. А теперь пора прощаться, дорогие ребята и взрослые!» Музыкальный педагог берет бубен, стучит ладонью на каждый слог и поет: «До-сви-да-ни-я! На ... (называет имя ребёнка)». Передает бубен первому сидящему ребенку: «А теперь попрощается … (имя)».

Ребенок стучит по бубну и проговаривает слова сам или с помощью родителей. Затем передает бубен соседу со словами: «На, ... (называет имя следующего ребёнка)!».

Следующий ребенок берет бубен и, по возможности, благодарит: «Спасибо!»Музыкальный педагогприсаживается напротив каждого ребенка, четко артикулирует, глядя в глаза ребенку, поощряет его и т. д.  Когда бубен оказывается у ведущего, он предлагает:«А теперь споём все вместе, хором! До-сви-да-ни-я! Молодцы! Занятие закончено, до следующих встреч!», и трясёт бубном над головой. 

 

Отзывы
25.02.2016
Елена
     
Огромное Вам спасибо за ваш труд! Я педагог, учитель начальных классов. Но когда пришла пора работать в детском саду, нашла ваше творчество. Это очень помогло в работе с дошкольниками. А когда у меня появились дети, я стала заниматься с ними и в семейном клубе занятиями для малышей. Мы много играем в музыкальные игры, делаем всевозможные разминки для пальчиков, и вот тут-то ваше творчество приобрело новые оттенки для нас, такой кладезь! Спасибо огромное!
Добавить отзыв
     
Заполните обязательное поле
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных